Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Часть 2. Всемирное нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО в Беларуси

Дата: 29 октября 2021 в 12:10, Обновлено 29 октября 2021 в 13:54
288 просмотров

Нематериальное культурное наследие, которое также называют «живым наследием», включает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, передаваемые общинами из поколения в поколение. Оно формирует у общин чувство самобытности и преемственности, содействует развитию творчества и социальному благополучию, вносит вклад в управление окружающей природной и социальной средой и получение дохода.

Какие же белорусские обряды и мероприятия внесены в Список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО?

Белорусский обряд "Колядные цари"

История обряда "Колядные цари" уходит корнями в XVIII век, когда недалеко от деревни Семежево (Копыльский район, Минская область) стояли части царской армии. Как говорит местное предание, в дни празднования Нового года по старому стилю (Юлианский календарь) солдаты и офицеры ходили по дворам, показывая веселое представление, за что хозяева одаривали их угощением. После того, как отряд покинул деревню, местные жители не только сохранили традицию, но и развили ее в уникальное рождественское действо.

Проводится обряд в Щедрый вечер ("Шчадрэц", "Шчодрык") – с 13 на 14 января. Он объединил элементы карнавала и народной драмы. Его украшением стали самобытный фольклор, декоративно-прикладное искусство (костюм, предметы быта), особые рождественские блюда национальной кухни. 

В народе верят, что в доме, где побывали "цари", весь год будет мир, согласие и богатство.

Возродили обряд в 1996 году: были собраны документальные материалы, свидетельства старожилов, а в самой деревне Семежево ежегодно стали проводить "Колядные цари".

По традиции в обряде участвуют молодые мужчины и юноши – "цари". Они одеты в белые брюки и сорочки, на груди крест-накрест повязаны красные семежевские пояса с традиционным орнаментом. На голове у них – высокие шапки, украшенные разноцветными лентами.

Каждый юноша исполняет свою роль – лекаря, барабанщика, мехоноши. Среди других персонажей – главный герой царь Максимилиан, царь Мамай, Дед и Баба.

Передвигаясь по деревенской улице, участники громкой праздничной процессии, входят в дом и разыгрывают историко-религиозную драму "Царь Максимилиан" с "батальными" сценами, секретами народного врачевания. С наступлением темноты "цари" зажигают факелы.

В 2009 году уникальный белорусский народный обряд "Колядные цари" вошел в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Белорусский весенний обряд "Юрьевский хоровод"

Весенний праздник – Юрьев день – с древних времён отмечают многие славянские народы. Он связан с первым после зимы выгоном скота на пастбище, обходом озимых посевов и первой свежевспаханной бороздой, пожеланиями богатого приплода и урожая на весь будущий год. У каждого народа есть и общепринятые традиции, распространённые на больших территориях, и редкие необычные ритуалы с местным колоритом. Таким, например, стал и полесский "Юрьевский хоровод".

В старину обряд проводился в разных деревнях недалеко от Турова – одного из древнейших городов Беларуси. Но в наши дни его исполняют только в деревне Погост (Житковичский район, Гомельская область). До наших дней местные жители сохранили не один десяток старинных народных обрядов, которые неизменно собирают всю округу – Рождество и Щедрец, "Стрэчанне", "Саракі" и "Гуканне вясны", "Купалле", праздники семейного календаря ("радзiны", "хрысцiны", "сватанне", "вяселле"), знаменитая "талака"... И конечно, весенний "Юраўскі карагод"!

Главной хранительницей обрядов Погоста многие годы является Екатерина Панченя. Женщина-старожил деревни знает все тонкости местных традиций, поёт сотни обрядовых песен, а её дом стал сокровищницей народного декоративно-прикладного творчества. Комнаты украшают самотканые покрывала и дорожки, занавески, скатерти и рушники, расшитые узорами Полесья. Именно здесь часто собираются местные жители, готовясь к очередному обряду.

Около 40 лет назад Екатерина Панченя возродила "Юраўскі карагод". С малых лет она сама вместе с родителями и односельчанами участвовала в обряде. Здесь "хороводили" даже в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, но позже на какое-то время традиция в деревне была забыта.

После возрождения знаменитый обряд проводится каждый год, собирая жителей и гостей 6 мая в день святого Юрия (Георгия) – покровителя домашних животных и сельского хозяйства (по старому стилю 23 апреля). Посмотреть на действо приезжают туристы, журналисты, этнографы.

Готовятся к празднику заранее. Накануне сельчане наводят порядок в домах и во дворах, плетут венки, а главное – выпекают обрядовый хлеб-каравай, который называют "хоровод". Этот атрибут праздника хозяйки готовят вместе, украшая символами урожая – колосьями из теста. Пекут также и булочки в виде вестников весны птиц. Ещё один важный элемент – "ральца", напоминающие о женском начале: три трёхпалые веточки оборачивают полосками из теста и вместе с караваем отправляют в печь. Готовый "хоровод" сельчане украшают цветами, сделанными вручную из ярких бумажных лент, и живыми цветущими ветвями садовых деревьев.

В день обряда жители Погоста наряжаются, как в старые времена, и большой процессией отправляются в поле, по пути проходя через символические "ворота из рушников". Первым несут почитаемый образ Богоматери, за ним – каравай-"хоровод" в руках "воеводы". Затем следуют восьмиконечная звезда и зелёный фартук (передник), закреплённый на деревянных граблях. Все эти символы доверяют только мужчинам.

В поле священник читает молитву и окропляет землю, а жители призывают покровителя Юрья "встать рано, умыться бело, оседлать коня и ехать отпирать землицу да выпускать росицу". С просьбой о будущем урожае в землю закапывают горбушку чёрного жертвенного хлеба из муки прошлого урожая: её обвязывают символичной красной лентой, чтобы зерна уродилось много.
 
И здесь уже начинается громкое действо: все от мала до велика водят хороводы "по солнцу" вокруг символов обряда, поют старинные весенние песни. Каравай трижды возносят к небу, а зелёный фартук меняют на красный. После все возвращаются в деревню. Праздничная процессия задерживается у домов, где с разрешения хозяев участники обряда водят хоровод. А за пожелания доброго здравия и благополучия ("каб усё радзіла і пладзіла") хозяева благодарят праздничными угощениями.

Уникальная традиция "Юрьевского хоровода", которую жители Погоста трепетно берегут, отмечена высоким охранным статусом ЮНЕСКО. 11 декабря 2019 года организация включила белорусский «Юрьевский хоровод» в список нематериального культурного наследия.

Будславский фест

радиция совершать путешествие к Будславской святыне передается уже многие поколения: с XVII века пилигримы приходят поклониться иконе. Даже в годы, когда в костёле не было настоятеля, люди сами собирались, приглашали паломников, делили с гостями хлеб и кров.

В современной Беларуси большие организованные пилигримки к иконе Матери Божьей совершаются с 1992 года. В Будслав собираются паломники со всех регионов страны, соседних России, Польши, Литвы, далёкого зарубежья. Чтобы вместе поклониться святыне, люди преодолевают десятки и даже сотни километров, участвуют в молебнах. И этот непростой путь, говорят многие, помогает очиститься, найти совет и утешение, понять нечто важное.

Паломники живут в лагерях, которые разбивают по ходу пути. По доброй традиции и жители прилегающих к Будславу деревень встречают пилигримов, предлагая ужин и ночлег. Уже в Будславе, когда до иконы остаются последние метры, люди становятся на колени и так преодолевают оставшееся расстояние.

Вместе с традиционными паломничествами проводятся постные (на хлебе и воде), пилигримки для людей, зависимых от наркотиков и алкоголя (в пути проходят не только молебны, но и особые беседы).

Стала популярной и велопилигримка в Будслав: за несколько дней до торжества от знаменитого Красного костёла из Минска в Будслав паломники отправляются на велосипедах. Вместе с участниками проезжает и митрополит Минско-Могилёвский архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

В главный день Будславского феста – 2 июля – празднуется торжество иконы Матери Божьей. Самые впечатляющие моменты праздника – вечерняя служба и процессия в темноте. Тысячи верующих зажигают свечи и, совершая крестный ход вслед за иконой, движутся к центру Будслава и возвращаются к костёлу. Кажется, будто огромная огненная река плывёт перед величавой базиликой.

Летний католический фест в честь иконы Матери Божьей стал настоящим достоянием нации. В ноябре 2018 года Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО объявил решение включить Будславский фест в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Культура бортничества Беларуси и Польши

Бортничество – старинный лесной промысел, начальная форма культурного пчеловодства. Основано на разведении и содержании лесных пчел в искусственных дуплах.

Бортничество на территории Беларуси с древних времен имело большое значение. Известно, что уже в Х–ХІІ вв. оно было хорошо развито и распространено на территории всей страны. Учитывая большую ценность воска, а также самого меда, бортничество как отдельный промысел упоминается в Статуте Великого Княжества Литовского. В ХVI–XVIII вв., когда бортничество стало прибыльным промыслом, в городах и городках действовали братства и цеха бортников с широкими правами самоуправления.

Сегодня бортничество сохраняется во многих деревнях Лельчицкого района, встречается в пределах Петриковского, Лоевского, Житковичского, Ельского районов Гомельской области, Столинского и Пинского районов Брестской области, отдельные бортники встречаются в Гродненской, Минской, Витебской областях. Сохраняются бортнические традиции и в отдельных регионах Польши и Украины.

17 декабря 2020 года Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО на 15-й сессии решил включить совместную номинацию Беларуси и Польши "Культура борничества" в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Подготовлено по материалам портала Вelarus.by – официального сайта Республики Беларусь.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.