Программа года в сфере туризма: Стратегия развития Минска
Почти год назад решением Минского городского Совета депутатов была утверждена стратегия туристического развития столицы.
Полное название документа – «Инновационная стратегия формирования собственного стиля Минска и его узнаваемого международного облика для популяризации города среди иностранных туристов до 2035 года». Программа утверждена 4 февраля 2021 года. Об этом рассказывает сайт РСТО.
Прошел практически год с момента утверждения документа и – гораздо больше времени с момента написания этой стратегии. Для нас важно то, что среди коллектива авторов есть и активный участник Республиканского Союза туристических организаций – глава компании «Виаполь» Галина Потаева. Второй важный момент – как, собственно, теперь эта программа может быть реализована – с учетом того, что многое изменилось – в стране и мире?
В любом случае, мы считаем программу очень важной, интересной и концептуальной для развития не только туристического потенциала столицы, но – и как общий подход к развитию туризма во всей стране. Программа на самом деле очень хорошая, написана практиками и теоретиками – с точки зрения международного опыта и здравого смысла. Есть такие моменты, о которых мы говорим годами и десятилетиями, к сожалению, они до сих пор не реализованы, но они будут актуальны всегда.
Полностью документ вы можете видеть здесь.
Мы же выделим главные, на наш взгляд, моменты, на которых строится Стратегия.
Стиль и бренд
Авторы неоднократно говорят о «формировании собственного стиля Минска». Очевидно, что это задача на будущее. Ни стиль, ни бренд на сегодняшний день так и не были сформированы. Уже не первый год мы ограничиваемся намерениями как-то уложить в некий узнаваемый образ нашу столицу, но до сих пор так ничего и не получилось.
Впрочем, авторы – реалисты и, понимая, что Минск – не Париж, неоднократно подчеркивают, что в основе стратегии заложен концептуальный позитивный образ «Минск многоликий». То есть в туристическом образе Минска много составляющих, из которых когда-нибудь сложится общее представление о главном городе страны.
Как сказано в стратегии, в Минске насчитывается 655 недвижимых материальных историко-культурных ценностей. Наиболее посещаемыми экскурсионными объектами города являются:
- историческая застройка центра (Верхний город и Троицкое предместье);
- архитектурный комплекс в стиле «сталинского ампира» на проспекте Независимости;
- современная застройка проспекта Победителей;
- культовая архитектура различных конфессий;
- Центральный детский парк им.Горького,
- Парк культуры и отдыха им. Челюскинцев,
- Лошицкий парк,
- Ботанический сад;
- Слепянская водная система,
- Музеи.
Какие основные векторы развития туризма в столицы видят авторы?
Деловой (MICE) туризм
По сравнению с зарубежными столицами MICE-туризм в Минске развит слабо. Деловые поездки ограничиваются официальными визитами, участием в выставках, отдельных семинарах и конференциях. Республика Беларусь не входит в международные ассоциации конгрессного туризма и, следовательно, не имеет возможности заявить о себе как о достойной площадке для конференций, семинаров, конгрессов.
Событийный туризм
Событийный туризм включает путешествия с целью посещения событий спортивного, развлекательного и иного характера. Минск имеет ценный опыт организации событийного въездного туризма благодаря проведению таких международных мероприятий, как Чемпионат мира по хоккею в 2014 г., Европейские игры в 2019 году, детское Евровидение в 2010 и 2018 гг. и другие
Спортивный туризм
Тут само наличие инфраструктуры диктует условия для развития этого вектора въездного туризма.
Среди наиболее важных объектов:
- Государственное учреждение «Многопрофильный культурно-спортивный комплекс «Минскарена», Государственное культурно-спортивное учреждение «Чижовка-арена», ГП «Аква-Минск» (аквапарк «Лебяжий», МФК «Мандарин»), ООО «Манеж», Спортивно-оздоровительный клуб «Мир фитнеса», ФОК ЗАО «Атлант», ЗАО «ФК «Динамо – Минск», ООО «Центр горнолыжной подготовки «Солнечная долина», ГУ «Национальный олимпийский стадион «Динамо», Культурно-спортивное РУП «Дворец спорта», УП НОК Республики Беларусь «Спортивно-оздоровительный комплекс «Олимпийский», СОЦ «Олимп», Учреждение «Минский ГЦОР по легкой атлетике «Атлет» (стадион «Орбита»), ГУ «ГЦОР по гребным видам спорта».
Медицинский туризм
Цитируем программу: «Привлекательность Минска для иностранцев в качестве дестинации медицинского туризма обусловлена высокой квалификацией белорусских врачей, оснащенностью медицинских центров качественным оборудованием, передовыми медицинскими технологиями, удачным соотношением «цена-качество», а также кредитом доверия, который сформирован положительным опытом иностранных граждан, получивших лечение в столице Республики Беларусь».
Гастрономический туризм
Формально в Минске, — подчеркивается в стратегии, — функционирует от 200 до 300 объектов питания, специализирующихся на национальной кухне, относящихся к разным ценовым сегментам и различным форматам. Однако в целом традиции ресторанного бизнеса г.Минска все еще не ассоциируются с единым представлением о национальной кухне. Исходя из этого, авторы предлагают то, о чем профессионалы говорят уже несколько десятилетий:
«Для продвижения гастрономического туризма необходимо создание Белорусского центра этнографических национальных вечеров, который будет ориентирован на специализированный сегмент иностранного туризма, включающего поклонников фольклора, национальных традиций и кухни. Такой центр войдет в международную сеть гастрономических дестинаций, включающую рыцарские турниры в Испании, Франции и этнографические вечера в Греции, Китае, Египте и других странах».
Промышленный туризм
Город Минск имеет достаточно большой потенциал для развития промышленного туризма. Объектами промышленного туризма в г.Минске являются предприятия, которые предлагают экскурсии: СОАО «Коммунарка», ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч», ООО «Ювелирный завод «Зорка», ОАО «Минский тракторный завод», ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков», ОАО «Пивоваренная компания «Аливария», ОАО «Криница», ЗАО «Атлант», КУП «Минскхлебпром» и другие.
Транзитный туризм
Транзитный туризм ориентирован на предоставление туристических услуг посетителям Республики Беларусь, следующим транзитом через Минск. Еще раз подчеркнем, что стратегия писалась до пандемии и до того, как Беларусь начала испытывать социально-политический кризис, неизбежно отразившийся на въездном туризме и на отношениях с соседними – западными странами. Важно понимать, как бы ни обстояли дела в текущий момент, Беларуси суждено быть транзитной туристической страной, принимать и обслуживать туристов, которые смотрят нашу страну попутно – направляясь по различным маршрутам, — в том числе, и через Минск.
Цели стратегии
Особое внимание авторы уделили целям и задачам развития Минска как туристической дестинации, привлекательной для иностранных туристов.
Среди целей и задач данного документа выделим следующие:
- Повышение конкурентоспособности Минска на международном рынке туризма и вхождение в число 100 ведущих городов-дестинаций мира (по версии Euromonitor и(или) Mastercard или других релевантных международных рейтингов);
- Достижение уровня ежегодного суммарного объема экспорта услуг международного туризма и пассажирских перевозок не менее 1,5 млрд долларов США;
- Достижение уровня ежегодного числа иностранных посетителей не менее 3 млн человек;
- Наращивание компетенций туристической индустрии и органов управления сферой туризма Минска в области формирования привлекательной бизнес-среды в сфере туризма;
- Формирование и обустройство многопрофильных туристических зон и комплексов в разных районах города.
Что в Минске необходимо создать?
Планируется создать в столице 11 туристических зон:
- «Исторический центр»,
- «Минск-центр»,
- «Проспект Победителей»,
- «Цнянская»,
- «Проспект Независимости»,
- «Проспект Партизанский»,
- «Лошицкий усадебнопарковый комплекс»,
- «Лошицкая»,
- «Курасовщина»,
- «Проспект Дзержинского»,
- «Кальвария».
Первоочередной приоритет формирования группы туристических комплексов:
- «Раковское предместье»,
- «Троицкое предместье»,
- «Верхний город»,
- «Привокзальный»,
- «Золотая Горка»,
- «Академия наук»,
- «Национальная библиотека»,
- «Минск-Арена»,
- «Чижовское водохранилище»
- «Минское море».
Также городу необходимы:
- Новый международный конгресс-центр на 12-15 тыс. мест в составе комплекса «Минск-Мир»
- Новый международный ЕХРО-центр площадью до 100 га
- Тематические парки развлечений «Страна приключений», «Водный парк» и «Излучина Свислочи», спортивный парк «Техно-спорт»
- Комплекс «Ипподром» на территории пригородного окружения г. Минска.
Основные образы для формирования узнаваемого и привлекательного туристического облика Минска
Минск – «Город-герой»
Минск – «Ворота в Восточную Европу»
Отмечается, что Центральным объектом являются дома-башни, образующие визуальный символ ворот столицы Беларуси на Привокзальной площади. Тиражирование образа г.Минска как «Ворот в Восточную Европу» перспективно в рамках брендинговой кампании на туристическом рынке стран вне СНГ.
Минск – «библиотека впечатлений»
Главным визуальным символом образа является Национальная библиотека, с использованием которого перспективно создание туристического бренда Минска, ориентированного на посетителей из стран СНГ.
Минск – «красивый и гостеприимный город»
Образ красивого и гостеприимного Минска реализуется через его жителей и эстетику бытового уклада локальных мест города. Общий позитивный морально-этический фон, формируемый поведением жителей и их отношением к гостям города, в сочетании с аккуратностью дворов, чистотой улиц и креативными артобъектами являются основными атрибутами данного образа, тиражирование которого является главной основой формирования привлекательного для иностранных туристов облика Минска.
Минск – «умный», высокотехнологичный, экологичный город, ориентированный в будущее.
Минск – «зеленый город-парк»
Образ города-парка призван стать частью привлекательного облика Минска, как европейской столицы с лучшими для жизни природно-экологическими условиями.
Мерами практической реализации маркетинговой политики являются:
— разработка и продвижение бренда города вокруг собирательного образа г.Минска;
— продолжение активной PR-работы по позиционированию г.Минска, распространение информации о туристическом потенциале города в сети Интернет, СМИ, на международных туристических конференциях и выставках и других мероприятиях;
— проведение информационных туров для иностранных представителей СМИ, туристического бизнеса, общественных организаций, блогеров, известных в мировом масштабе деятелей культуры и спорта;
— регулярное обеспечение дипломатических и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом информационными и мультимедийными материалами о туристической привлекательности столицы Республики Беларусь;
— проведение масштабных рекламных кампаний в странах, определенных в качестве целевых рынков;
— проведение мероприятий за рубежом, направленных на презентацию туристического потенциала г.Минска, и прежде всего конкретных туристических продуктов.
Формирование высоко-кооперированных кластеров
Очень интересный, на наш взгляд, раздел программы посвящен «консолидации жителей и бизнес-сообщества для достижения высоких туристических целей, связанных с развитием стиля Минска – как туристически привлекательного места».
Цитируем программу:
«Основным направлением активизации процесса консолидации местных жителей и бизнес-сообщества в сфере туризма является целенаправленное формирование высоко-кооперированных кластеров. Важнейшее значение для их построения имеют стимулирование предпринимательства и деловой активности в сфере туризма. Проблемой является то, что в столице Республики Беларусь отсутствуют долгие династические традиции выстраивания семейных малых и средних бизнесов в области сервиса, которые естественным образом содействуют консолидации жителей и бизнес-сообщества, стимулируя эволюционное развитие привлекательной среды для пребывания туристов и проживания местного населения. Туристические кластеры будут создаваться на конкурсной основе».
Как видим, стратегия развития туризма в белорусской столице затрагивает множество очень концептуальных моментов. Она написана с учетом длительного этапа развития и, думаем, не устареет еще очень долго.
Возможно ли эту стратегию реализовать в нынешних условиях? Частично – да. Разумеется, много обстоятельств, в том числе – пандемия, не позволяют подводить даже промежуточные итоги в конце нынешнего года. Будем рассчитывать, что грядущий год даст больше надежд на претворение таких программ в жизнь.