Какие изменения ожидают отрасль после вступления в силу норм принятого Закона «О туризме»
11 ноября Президент подписал обновленный Закон «О туризме». Напомним, работа над документом активизировалась в 2018-м — после банкротства одного из туроператоров. Тогда остро возник вопрос незащищенности туристов и турагентов перед не всегда честными партнерами и непреодолимыми обстоятельствами. В новом документе как раз и заложены механизмы защиты и урегулирования таких споров.
У игроков рынка и путешественников есть чуть больше года, чтобы внимательно изучить его и подготовиться к нововведениям. Ведь большинство из них заработает с января 2023-го. Какие изменения ожидают отрасль, узнавала корреспондент «Р».
Определимся с понятиями
Во-первых, уточнен понятийный аппарат. Например, детализировано значение аудиогидов: применение общедоступных или индивидуальных фонограмм, в том числе через приложение в смартфоне, законодательно допускается во время экскурсий, комплекса туруслуг — речь о сформированной туроператором совокупности двух и более услуг, куда обязательно включены хотя бы перевозка, или размещение, или экскурсионная услуга. Прописано, что подразумевает под собой турагентская и туроператорская деятельность, что входит в туруслугу, что такое турзона (часть территории Беларуси с точно определенными границами, где расположены один или несколько турресурсов и которая создана для поддержки туриндустрии и туризма, охраны и рационального использования турресурсов). Туристические зоны создаются с учетом предложений на местах от госорганов, юрлиц, ИП и граждан. За сбор идей отвечает регулятор. Решение же принимает Совмин по согласованию с Президентом. Уточнено и понятие туристического информационного центра.
<...>
«Эти вопросы обострились во время пандемии»
В обновленном законе прописана обязанность туркомпаний, отправляющих туристов за границу, рассказать о правилах личной безопасности в стране въезда — о требованиях к состоянию клиента, нюансах прохождения разного вида контроля, обычаях, культурных ценностях, санитарно-эпидемиологической обстановке, поведении в случае ЧП и контактах диппредставительств и туркомпании. Появляется возможность заключать электронные договоры. В документах о зарубежных поездках будут данные об организации, которая гарантирует ответственность туроператора в случае форс-мажора, перечень расходов, которые подлежат возмещению, порядок и сроки обращения за деньгами.
Детализировано понятие фактически понесенных расходов, которые важно определить, если клиент по каким-то причинам отказался от тура. Так, например, расходы туркомпании по оплате услуг связи, коммуналки, аренды офиса, расходы турагента, связанные с проведением безналичных расчетов по туру, не относятся к понесенным тратам. <...>
Сейчас ведь все недовольства и ожидания со стороны путешественников адресуются турагентству, но оно — лишь посредник, все деньги от клиента передает туроператору, а тот платит авиакомпании, другим перевозчикам, отельерам. Агент лишь реализует комплекс туруслуг, сформированных туроператором, и в своей компетенции за этот объем и несет ответственность? — поясняет директор Департамента по туризму Минспорта и туризма Ирина Воронович.
</blockquote>О ЧП начистоту
<...>
В законе также указаны случаи, которые относятся к невозможности туроператора исполнять свои обязательства перед туристами. В их числе — принятие иностранным государством решения ограничить въезд гостей, возникновение обстоятельств, представляющих угрозу причинения вреда жизни, здоровью или имуществу путешественников. В случае ЧП туроператор обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом Минспорта и туризма, написать на своем сайте, сообщить партнерам. Регулятор дублирует сведения о форс-мажоре на своей онлайн-страничке, в течение пяти рабочих дней вносит соответствующую пометку в реестр, а также направляет в выбранный туркомпанией вариант обеспечения фингарантий весточку о необходимости подставить плечо.
К слову, туроператор, работающий на выезд, сперва должен определиться с вариантом персональной ответственности перед туристами на случай невозможности исполнить свои обязательства по договорам. Их три: добровольное страхование, банковская гарантия, фонд ответственности при турсоюзе. Впрочем, можно остановиться сразу на нескольких. Или поменять через год.
<...>
Подстелить соломки потребителям
В случае с банковской гарантией между банком и туроператором указан лимит обязательства банка, но не ниже половины стоимости туров за предыдущий год. За каждой путевкой резервируется сумма, эквивалентная ее стоимости, на полгода после окончания поездки за рубеж. Если лимит выбирается меньше чем за год, договор о гарантиях закрывается.
Фонд же ответственности туроператоров может формироваться ассоциацией при условии, что в нее входит не менее десяти туроператоров-выездников, выбравших форму ответственности перед туристами в виде взносов. <...>
В случае форс-мажора туркомпании смогут написать заявление на имя турсоюза, где состоял провинившийся оператор, о причиненном имущественном вреде в течение полугода со дня возникновения ЧП. Если в ассоциации затянули с решением о выплате турагентам, туристам, экскурсантам, находящимся за границей, денег из фонда, последнее слово остается за Совмином. Если он одобряет выплаты, их сумма будет равняться размеру причиненного имущественного вреда, но не более двукратной стоимости туруслуг. Бизнес-союз обязан выполнить решение Правительства в течение 15 календарных дней.
Ответственность туроператора вырастет, как и уровень защиты потребителя. Успокою тех, кого во время обсуждения закона запугали удорожанием путевок. Мы неоднократно просчитывали вместе с бизнесом, что после введения механизмов ответственности стоимость тура поднимется до 5 долларов в эквиваленте, — озвучивает сумму Ирина Воронович. — С учетом того что фонд ответственности могут формировать участники бизнес-союзов, вполне возможно, что в стране появится еще несколько ассоциаций. В результате вырастет конкуренция, повысятся стандарты работы.
</blockquote>О себе начистоту
Прежде чем приступить к работе, новичок в туризме должен накануне уведомить местный исполком об открытии, затем непременно направить сведения о компании, ее месте нахождения, профиле, данных руководителя, информацию о членстве в турассоциациях, выбранном инструменте ответственности для туроператоров в специализированный реестр. К слову, сейчас в нем числится 1569 компаний. Сведения они подают добровольно и не всегда оперативно.
В законе уточняется, что проводить экскурсии на территории страны могут только аттестованные гиды и экскурсоводы. Перед началом использования аудиогидов их текст тоже должен получить одобрение комиссии при Минспорта. <...>
Полную версию статьи читайте на портале sb.by.